81.01 93.93
Частично облачно       -20°
Снег, Пасмурная погода       -10°
Снег, Пасмурная погода       -9°
: 45 11 ноября 2025

Судья из Сургута рассказал об особенностях процессов над убийцами

Трансформация убийств. Отголоски прошлого и современные реалии правосудия

Судья из Сургута рассказал об особенностях процессов над убийцами
5 минут

Сургут сегодня значительно спокойнее, чем двадцать лет назад. В нулевых криминальная обстановка была напряженной: десятки убийств в год. В 2005 году, например, было зафиксировано 55 случаев. Сейчас картина совсем иная. Судья Сургутского городского суда Алексей Корякин отмечает устойчивое снижение количества дел по статье 105 Уголовного кодекса РФ (убийство).

За последние годы городским судом рассмотрено 48 таких дел: 22 – в 2023 году, 16 – в 2024 году и десять – в текущем. Изменился и характер преступлений. Если раньше преобладали заказные убийства с применением огнестрельного оружия, то теперь каждое второе – бытовые конфликты. Два-три убийства в год совершаются из ревности, еще одно-два – по корыстным мотивам.

Как проходит расследование

Любое дело об убийстве – это кропотливый процесс, который начинается с досудебного этапа. Следователи осматривают место происшествия, фиксируют обстановку, тело направляют на судебно-медицинскую экспертизу, допрашивают родственников погибшего. При установлении лица, подозреваемого в преступлении, его заключают под стражу. Этап предварительного следствия занимает до одного года.

После утверждения обвинительного заключения прокурором материалы поступают в суд. Судья обязан принять дело в производство в течение 14 суток. «У судьи в работе может быть одновременно до 70 уголовных дел, но каждое, в том числе об убийстве, требует предельного внимания», – говорит собеседник. Судья должен знать дело «от корки до корки», прежде, чем начать его рассмотрение с участниками процесса. При этом в уголовном деле может быть как один том, так и сотня.

Сам процесс строится на состязательности. Сторона обвинения и сторона защиты представляют доказательства, суд их исследует. При этом тут нет эмоциональных выступлений, как в кино. Владение ораторским искусством не играет роли: судья оценивает доказательства, исходя из совокупности предоставленных доказательств и их допустимости.

Иногда ситуация кажется очевидной: есть нож, например, с отпечатками пальцев обвиняемого. Но если выясняется, что осмотр места преступления проведен с нарушением, то улику на суде не учитывают.

Важная часть – показания свидетелей. Но порой личность свидетеля держится в тайне от участников процесса.

– В моей практике был случай, когда допрашивали свидетеля, данные о котором нельзя было раскрывать. Закон предусматривает в таком случае допрос через видео-конференц-связь с выключенным экраном и изменением голоса, – рассказал Алексей Корякин. – Но это не значит, что свидетель анонимный. Перед началом допроса судья в таком случае единолично вскрывает конверт с настоящими данными и удостоверяет личность свидетеля. После чего остальные участники процесса задают вопросы без визуального контакта со свидетелем.

При рассмотрении дела учитываются все обстоятельства и их нюансы. Например алкогольное опьянение может быть признано отягчающим наказание обстоятельством, если именно оно подтолкнуло к преступлению. Но если конфликт был давним и развивался независимо от алкоголя, суд может не считать его таковым.

Последний этап – вынесение приговора. В совещательной комнате судья не вправе заниматься другими делами, и этот период не регламентирован по времени.

 – Но это не значит, что мы живем в кабинете, – поясняет судья. – Просто весь рабочий день посвящен итоговому решению, но судья вправе покидать совещательную комнату для сна и еды. Недавно у меня было дело в 120 томов: благодаря фиксации процесса, на вынесение приговора ушло пять дней.

Когда решение выносит не судья

Примерно десять-двадцать процентов дел об убийствах в Сургуте рассматриваются судом присяжных. Если обвиняемый изъявляет такое желание на этапе ознакомления с материалами дела, формируется коллегия из шести основных и двух запасных присяжных заседателей. Присяжные решают вопросы факта: имело ли место деяние, совершил ли подсудимый убийство и виновен ли он в этом деянии. 

Чтобы исключить предвзятость, присяжным не сообщают биографию подсудимого и информацию о личности потерпевшего; их решение должно основываться только на доказательствах, представленных в суде. Хотя объективность – приоритет, эмоциональный фактор полностью исключить невозможно.

– Тем не менее судья не вправе повлиять на вердикт присяжных, – подчеркивает Алексей Леонидович. – Коллегия присяжных принимает решение тайным голосованием. Если большинство голосов за оправдание, судья обязан вынести оправдательный приговор.

В Сургуте за последние годы присяжные дважды оправдывали обвиняемых в убийстве. Однако оба раза вышестоящий суд отменял эти решения из-за процессуальных нарушений, допущенных в ходе разбирательства. При повторном рассмотрении дел подсудимые были признаны виновными и понесли справедливое заслуженное наказание.

Мотивы и последствия

Каждое убийство имеет свой мотив. Одно из самых трагичных дел последних лет связано с ревностью. Мужчина преследовал бывшую супругу: сначала устроил скандал на ее работе, угрожая расправой, а на следующий день подкараулил возле детского сада. В присутствии ребенка мужчина обнял жену и нанес ей удар ножом. После чего воткнул нож себе в грудь, рассчитывая погибнуть на месте, но выжил и оказался на скамье подсудимых.

В данном случае экспертиза признала мужчину психически здоровым, и он был приговорен к лишению свободы. Однако в случаях, когда обвиняемый признается невменяемым, суд назначает принудительные меры медицинского характера. Примером может служить дело, в котором мужчина убил свою мать. 

Медики признали его психически больным, и он был направлен судом на принудительное лечение в специализированное учреждение. Если бы он вылечился, то его возможно было бы привлечь к уголовной ответственности на общих основаниях, назначив наказание в виде лишения свободы. 

Как отмечает судья, современные технологии помогают раскрывать убийства даже спустя годы. Сегодня гораздо труднее скрыть преступление, чем двадцать лет назад.

Например, городской суд рассматривал дело о заказном убийстве, связанное с переделом рынка в сфере пассажирских перевозок. Это было спланированное преступление: жертву ждали в определенном месте, когда он ночью вернется с работы, и убили выстрелом в спину из пистолета Макарова. 

Преступление удалось раскрыть лишь через десять лет – помогли современные методы ДНК-экспертизы и анализ следов пороха на одежде. Виновник преступления был задержан в Санкт-Петербурге в связи с другим делом и позднее этапирован в Сургут, где и был осужден.

Читайте также

81.01 93.93
: 45 11 ноября 2025